Доклад Ерохиной И.В.
Уважаемые коллеги!
Презентация https://cloud.mail.ru/public/JW7Q/EbD6KUzAk
Вопрос о пенсиях, несмотря на уже принятый и подписанный Президентом закон, для нас, наверное, самый актуальный сегодня. Повышение пенсионного возраста практически не обсуждалось с теми, кто сегодня трудится, получает так называемую «белую» зарплату и на протяжении всей трудовой жизни уплачивает страховые взносы в социальные фонды.
По заявлениям Правительства увеличение пенсионного возраста призвано дать населению уверенность в отдаленной перспективе. Увеличение продолжительности жизни приводит к росту числа пенсионеров по отношению к трудоспособным гражданам. Средств на содержание пенсионеров становится все меньше. Пенсионный фонд хронически пополняется за счет государственного фонда (бюджета). Суммы трансфертов исчисляются триллионами рублей. При сохранении пенсионного возраста к 2025 году число работающих и пенсионеров сравняется. Более поздний выход на пенсию позволит увеличить соотношение трудящихся к пенсионерам почти до 5 работающих на одного пенсионера. В большинстве стран мира пенсионный возраст увеличен. И самое главное - повышение пенсионного возраста скажется на росте материального благосостояния пенсионеров. На слайде вы видите прогноз Росстата, что повышение пенсионного возраста восстановит нормальное соотношение трудоспособного населения и пенсионеров исходя из того, что:
в 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста составит 25,5%;
к 2030 году она возрастет до 28,3% (доля трудоспособного населения снизится с 56 до 54,3%);
- убыль трудоспособного населения за период с 2017 по 2030 годы составит около 4 млн. человек.
Необходимо сразу сказать, такая позиция лишь в части увеличения продолжительности жизни соответствует реальности. На самом деле в 2107 году средства на выплаты страховых пенсий нынешним пенсионерам были собраны с профицитом. Из 76 миллионов трудоспособных граждан РФ в пенсионный фонд уплачивают страховые взносы чуть больше 42 миллионов (это легко подсчитать). Сегодняшнее соотношение плательщиков взносов и получателей пенсий уже составляет 1,1 к 1, при этом процент замещения в 33% от заработанной платы достигается при уплате пенсионных взносов всего лишь в 22% процента от ФОТ. Правительство РФ начиная с 2012 года несколько раз снижало ставку пенсионного «налога» т.е взносов, идущих на покрытие текущих пенсионных обязательств с 28 до 16 % изымая деньги в обязательную накопительную часть пенсионной системы, раздавая многочисленные льготы по уплате пенсионный взносов субъектам предпринимательской деятельности. Около 15 миллионов будущих получателей пенсий трудится в «неформальном» секторе экономики не уплачивая взносы на социальное страхование, а около 5 миллионов вносит страховые платежи только с МРОТ. В конечном итоге такая идеология и политика по управлению пенсионными взносами привела к тому, что Правительство РФ внесло в ГД проект закона сутью которого является частичный отказ от пенсионных обязательств т.е. перенос их на более поздний срок, что означает «технический» дефолт крупнейшего после федерального бюджета денежного фонда. Премьер министр посоветовал гражданам принять эти действия как « горькое» лекарство. На обращение ЦК Профсоюза от 27 июня 2018 года в Минтруд России в ответе сказано, что В ближайшие годы необходимо обеспечить повышение уровня пенсионного обеспечения, в том числе ежегодную индексацию пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации в целом.
Аргументы приводимые Правительством РФ:
- наблюдаемое длительное сохранение трудоспособного возраста работающего, не требующего замещения заработка (пенсионных страховых выплаты);
- увеличение квалифицированных специалистов на рынке труда;
- обеспечение гендерного равенства.
Наш Профсоюз предельно ясно обозначил свою позицию по законопроекту о повышении пенсионного возраста сразу после внесения его в Государственную Думу. Письма соответствующего содержания были направлены Президенту РФ, Председателю Правительства, в комитеты Государственной Думы.
После выступления Президента РФ В.В. Путина, Профсоюз направил в рабочую группу Госдумы конкретные предложения о внесении изменений в законопроект, направленные на сохранение действующего порядка назначения досрочной пенсии лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в медицинских учреждениях, независимо от их возраста. Все действия Профсоюза в рамках пенсионной реформы находятся у вас в раздаточном материале.
Главное, что волновало членов профсоюза на тот момент, изменится ли реализация права медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение. Еще раз необходимо сказать, что Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет льготный стаж как норму социальной гарантии, которую получают медицинские работники. Медики становятся пенсионерами не по достижении определенного возраста, а по мере выработки стажа работы в медицинской организации. Данным категориям работников, в зависимости от должности, учреждения, отделения в которых выполняются трудовые обязанности, необходима длительность от «специального стажа» от 25 до 30 лет. Основанием назначения пенсионной выплаты является не презумпция утраты трудоспособности к определенному возрасту, как заявляют представители Минтруда, а вид профессиональной деятельности в течение установленного срока. Данный вид пенсионного обеспечения аналогичен назначаемому лицам, находившимся на службе — государственной, военной, дипломатической и т.д. Наш Профсоюз всегда исходил из того, что медицинский труд это не «наемный» труд, обращенный к собственной выгоде, а служебный, обращенный к выгоде других. Функции медицинских работников носят характер защиты таких благ как жизнь и здоровье от биологических (природных) угроз, со степенью опасности не меньшей чем военные, политические, техногенные, природно-климатические и др. Здравоохранение как и образование относятся к общественным благам производство и распределение которых относятся к основным функциям государства и являются его первоочередной задачей. Отсюда очевиден и соответствующий вид «стажевой» пенсии медицинским работникам как исполнителям государственных функций.
«Стажевые» пенсии являются сильнейшим мотивационным фактором систематической трудовой деятельности в здравоохранении. Вступая в трудовую жизнь, молодые люди мало задумываются о предстоящей пенсии. Особенности медицинского труда - высокая интенсивность, повышенная ответственность за результат, невыключаемость, ограниченная рациональность, обуславливают высокую психоэмоциональную напряженность трудового процесса, которая не поддается количественному измерению. В купе с «измеряемыми» вредными факторами производственной среды и трудового процесса (70% работников по результатам СОУТ) это способствуют быстрому «выгоранию» работающих - 80% после 15 лет работы. В это время люди начинают задумываться о продолжении трудовой деятельности в иной, чем практическое здравоохранение сфере. К этому периоду трудовой деятельности практически исчерпывают свой эффект «стажевые» надбавки к заработной плате. Предстоящая досрочная пенсия остается одним из немногих, если не единственным удерживающим фактором, для продолжения работы в отрасли. 10.09.2018 года Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы обратился к заместителю председателя ГосДумы ФС РФ О.В. Тимофеевой с обращением в котором настаивает на сохранение действующего порядка и условий реализации права на досрочную страховую пенсию. В обращении сказано, что «Основополагающий принцип назначения страховой пенсии досрочно независимо от возраста работникам сферы образования, медицинским работникам и работникам творческих профессий сферы культуры фактически отменяется, что вступает в противоречие с частью 2 статьи 55 и частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации».
Повышая пенсионный возраст для выхода на данный вид пенсии, существует риск утратить кадровый потенциал, который и без того, неохотно трудоустраивается, например, в сельской местности. Даже с учетом дополнительных мер социальной поддержки, установленных Правительством РФ, в виде миллиона для врачей и пятисот тысяч рублей для среднего медперсонала. Риск того, что работники будут увольняться и искать работу в близлежащем городе, для получения более высокой заработной платы, при отсутствии пенсионных выплат, достаточно велик.
Профсоюз считает, что труд медицинских работников сопряжен с высокой интенсивностью, повышенной ответственностью за результат, характером и условиями труда, неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
По данным Пенсионного фонда численность работников, имеющих право на досрочную за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в системе здравоохранения на 31 декабря 2017 года оставляет более 659 тысяч человек, из которых продолжает работать 68,9 процентов. Средний размер пенсии работающих пенсионеров составляет чуть более 12 тысяч рублей.
Кадровый дефицит в нашей отрасли носит не только локальный, обусловленный территориальным диспаритетом зарплат и внутренней трудовой миграцией характер, но и глобальный. По данным нашего Профсоюза до 25 % лиц, получивших высшее и среднее специальное образование, покидают практическое здравоохранение, предпочитая смежные, более спокойные области трудовой деятельности или любую другую, но более высокооплачиваемую работу. Кадровая проблема в здравоохранении хронифицированна, реальная конкуренция за рабочие места существует лишь в Москве и отчасти в Московской и Спб. И Ленинградской области .
Еще один пример. Доля женщин занятых в экономике РФ, по опубликованным данным составляет 49%, при этом в области здравоохранения женщин трудится более чем четыре пятых - около 80%. Уровень заработной платы женщин составляет 72% от уровня заработной платы мужчин. Такая сегрегация, по оплате труда женщин в России, сегодня государством не ликвидирована. Существующая досрочная пенсия, о которой мы говорим, нивелирует эту разницу при выходе на пенсионное обеспечение по «выслуге лет».
Госдумой приняты все поправки, внесенные Президентом РФ. Законом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно. Соответственно, указанное увеличение для женщин составит не восемь лет, а пять лет, с установлением по окончании переходного периода, то есть к 2028 году, пенсионного возраста для женщин на уровне 60 лет. Таким образом закреплен в качестве приоритета государственной политики учет особой социальной роли женщин.
Кроме того, исходя из необходимости поддержки материнства и поощрения женщин, родивших и воспитавших нескольких детей, законом предоставляется многодетным матерям право на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (то есть при соблюдении обычных стажевых требований).
Предлагается женщинам, родившим трех детей, предоставить право выхода на пенсию в 57 лет, то есть на три года раньше нормативного пенсионного возраста, установленного для женщин. Женщины, которые родили и воспитали четырех детей, будут выходить на пенсию в 56 лет, то есть на четыре года раньше нормативного пенсионного возраста, установленного для женщин.
Эти нормы являются новыми для отечественного пенсионного законодательства и соответствуют демографической политике государства. При этом женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, по-прежнему будут выходить на пенсию в 50 лет. Необходимо сказать, что Президент РФ на заседании Правительства РФ подчеркнул, что на финансирование внесенных им поправок в 2019 году дополнительно из бюджета будет потрачено 500 миллиардов рублей.
Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период. Кроме того, с целью адаптации граждан, которые рассчитывали на пенсию в ближайшее время принято решение о предоставлении лицам, которые в 2019 и 2020 годах достигают «старого» пенсионного возраста, выйти на пенсию на полгода раньше «нового» пенсионного возраста.
Льготами в рамках первых двух лет переходного периода воспользуются мужчины 1959 и 1960 г.р. и женщины 1964 и 1965 г.р.
В соответствии с законом не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, включенных в так называемые «малые списки», граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.
Повышение пенсионного возраста не коснется медицинских работников, чья деятельность связана с особо вредными условиями труда. Это медперсонал рентгеновских, радиологических, психиатрических, онкологических, противочумных, туберкулезных и патологоанатомических отделений. Они продолжат выходить на пенсию в 45 лет - женщины и 50 лет – мужчины.
И самое главное, как отразится повышение пенсионного возраста на медицинских работниках.
Для медицинских работников, исходя из их общественной значимости, институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию также повышается на пять лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию.
Законом предусмотрено назначение пенсии за два года до наступления соответствующего возраста лицам, имеющим страховой стаж не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин либо имеющим указанный выше страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, уволенным в связи с ликвидацией организацией, сокращением численности или штата работников организации.
Кроме того, для лиц, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение – это в том числе касается и медицинских работников) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться (в том числе досрочно) ранее возраста либо сроков, которые предусмотрены в настоящем законе соответственно, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Проще говоря установлено право выхода на пенсию, в том числе досрочную на полгода раньше тем, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах – это касается и медицинских работников.
Законом предусматривается, что с целью увеличения уровня пенсионного обеспечения граждан вся экономия от повышения пенсионного возраста будет направлена на индексацию пенсий. Через увеличение пенсионного коэффициента будет увеличение пенсий для неработающих пенсионеров. Индексация пенсий все шесть лет (переходного периода) неработающим пенсионерам составит в среднегодовом выражении по одной тысяче рублей. Эта позиция закреплена в бюджете на трехлетку Пенсионного фонда РФ в тех трансфертах, которые перечисляются из ПФР в федеральный бюджет. Это позволит за шесть лет в 2024 году достичь средней пенсии неработающим пенсионерам 20 тыс. рублей.
Уважаемые коллеги!
Вопрос поэтапного повышения пенсионного возраста сегодня волнует всех, в том числе и наших с вами работников. Ведь в скором времени для медицинских работников такой вид как досрочная пенсия потеряет смысл.
На протяжении всего летнего периода, как только стало известно о реформе пенсионного законодательства, Профсоюз активно включился в этот процесс. Направлял свои предложения, замечания и поправки во все органы законодательной и исполнительной власти. Практически во всех субъектах РФ проводились акции протеста, встречи с законодателями и депутатами. Но, к сожалению, нас не услышали, но не услышали не только нас, но и депутатов, которые пытались провести наши поправки в Госдуме при втором и третьем чтении законопроекта. Предпринятые действия Профсоюза оказались недостаточными. И сейчас у нас с вами один вопрос, что будем делать дальше?
Как вы знаете, Государственная Дума продолжит мониторить реализацию норм пенсионной системы. Рабочая группа, созданная при Госдуме, и дальше продолжит заниматься совершенствованием пенсионного законодательства, изучать правоприменительную практику. Нам с вами необходимо нарабатывать эту практику, анализировать последствия ее реализации и быть готовыми к возможному оспариванию в судебных инстанция всех уровней.